Взаимоотношения людей в произведении. Ю. Ермолаева «Два пирожных». Рассказ два пирожных


"Ю.Ермолаев "Два пирожных". Составление характеристики героев

Разделы: Начальная школа

Цели:

1) Учить детей составлять характеристику героя. Совершенствовать технику чтения.

2) Совершенствовать умение работать в группе.

3) Воспитывать желание помогать близким.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, практический, словесный.

Оборудование: учебник, подвижная таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение стихотворения Н. Матвеевой “Девочка и пластилин”.

2. Ответы на вопросы (Слушаем ответы и думаем, а как бы я ответил).

- Почему у девочки получились плохие игрушки?

- Какой совет дали девочке братья?

- Изменилось ли настроение девочки? Почему?

- В каких строчках главная мысль стихотворения?

- Как это сказать своими словами?

- Как это можно отнести к нашей школьной жизни?

С любовью = добросовестно = ответственно

- Сегодня на уроке я бы и хотела увидеть это. Вы, ребята, должны показать, что значит работать ответственно.

III. Целеполагание.

- На зтом уроке мы будем читать рассказ Ю. Ермолаева “Два пирожка”, работать над его содержанием и учиться рассказывать о героях.

IV. Работа над новым материалом.

1. Словарная работа.

а) Африка – жаркий континент, часть света;

б) крендель – витая сдобная булочка;

в) тропические лианы – вьющиеся растения;

г) буфет – застекленный шкаф для посуды;

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

2. Чтение учителем рассказа “Два пирожных”

3. Беседа по содержанию.

1) Назовите главных героев.

2) Где происходят эти события?

3) В какое время это было?

4) Зачем они это делали?

5) О чем этот рассказ?

6) Какова главная мысль этого рассказа?

4. Подготовка к чтению детей.

(Чтобы легче было читать в тексте трудные слова)

1) Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

пу-те-шест-ви-я --- путешествия

крен-дель-ки --- крендельки

ин-те-рес-на-я --- интересная

тро-пи-чес-ки-е --- тропические

пе-ре-вер-ну-ла --- перевернула

стра-ни-ца --- страница

2) Читай целыми словами.

рвешь – рвешься – оторвёшься

говор – говорила – проговорила

весть – известно – неизвестно

смех – смеялась – рассмеялась

Давайте посмеемся, изображая маленьких утят.

V. Физкультминутка (“Танец утят”)

VI. Продолжение работы над новым материалом.

3. Самостоятельное чтение учащимися вполголоса.

(Чтобы свободно рассказать о героях)

4. Чтение цепочкой

(Чтобы суметь выполнить задание)

5. Чтение с заданием.

1) Отметь, где чьи слова.

2) Подчеркни карандашом те слова, которые тебе помогли понять настроение, чувства девочек.

3) Прочитай слова девочек, обрати внимание на слова: рассмеялась, похвалилась, нахмурилась.

6. Радиоспектакль (чтение по ролям)

7. Коллективное составление характеристики мамы.

1) имя

2) место

3) предметы

4) время

5) действия

6) цель

7) результаты

VII. Самостоятельная работа в группах.

1. Характеристика Наташи (Старшая сестра – Наташа. Она сидит в комнате. В руках у неё книга. Похоже, что события происходят вечером. Возможно, что мама недавно пришла с работы. Девочка увлечена чтением интересной книги. Ей очень хочется дочитать книгу, и поэтому Наташа придумывает отговорку, чтобы не мыть посуду. За свою лень девочка и поплатилась тем, что не получила пирожного.)

1, 3, 5 группы

2. Характеристика Оли ( Оля – это младшая сестра. Она тоже находится в комнате.

У девочки в руках пластилин. Скорее всего, это вечер, когда вся семья дома. Оля лепит из пластилина булочки и крендельки. Но, услышав мамину просьбу, она идет мыть посуду, отложив своё занятие. Девочке не очень хотелось бросать лепку, но она любит свою маму. Оля трудолюбива, поэтому пошла помогать маме. Она получила от мамы два пирожных в награду за помощь и послушание.)

2, 4, 6 группы

- Кому характеристика помогла лучше представить события, происходящие в рассказе?

- Когда бы вы лучше прочитали по ролям, выразив отношение к героям, до или после характеристики?

VIII. Итог урока

Линия успешности (добросовестность)

Д Д Д Д Д Д

1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. 6 гр.

IX.

Домашнее задание

1) Чтение по ролям стр.124-125

2) Дать совет одному из героев.

Приложение 1

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературного чтения "Два пирожных"

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I. Мотивационно-ориентировочная часть

Эмоциональный настрой.

.  Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Повернитесь поскорей

Поприветствуем гостей:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Уж  команду дал звонок:

Начинаем наш урок!

 Какой праздник вчера был? Мы дарили мамам сувениры, но самым лучшим подарком ей будет букет ваших знаний и на уроке мы постараемся составить такой букет КР – 5, Ж- 4, син-3

 

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Зарядка для диктора

II.Проверка д/з

– Как всегда,  начинаем  с зарядки для диктора. Зачем её проводим? – Какой сейчас изучаем раздел по чтению?– Значит, скороговорку скажем не только быстро, но и выразительно-Оцените работу друга

Какую цель поставим?

Как вы внимательно работали с рассказом покажет тест.

Гр А-4 вопроса

Гр Б-6 вопросов

1.Как называется рассказ, который вы читали дома?

2.Кто автор?

3. Кто главные герои?

4. Кто оказался настоящим другом?

5. Вставьте пропущенное слово: «Не мил свет, когда … нет»

а) книги

б) совета

в) друга

6. Как называется раздел, который мы читаем?

а) читаем быстро

б) читаем выразительно

-Проверьте и

оцените работу друга

– Готовим речевой аппарат к работе.

«Читаем выразительно»

Учащиеся работают в паре

(1 цветок.)

Проверить как выполнили д/з

(2 цветок)

Личностные :проявление интереса к выполнению заданияРегулятивные:умение оценивать выполнения действия.Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Регулятивные: умение работать по предложенному плану,

умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные:аргументирование своей позиции, умение строить монологическое высказывание,умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах,

Целеполагание

– Перед нами сегодня новое произведение

Какая цель урока?– Какие задачи поставим на урок?

– Познакомиться с произведен.– Определить жанр произведен..Проанализировать  главных  героев– Определить главную мысль

– Игра «Радиотеатр»

Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с поставленной задРегулятивные: формулирование темы урока, принятие  и сохранение  учебной цели  и задачи. Дополнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

III Операционноисполнительная часть

1. Знакомство с автором

– Определяем автора и название произведения. Это вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете.ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ «ХЫНЖОРИП АВД»

– Что вы про него уже знаете? 

 

 

Ермолаев Ю.И«Два пирожных»

Юрий Ермолаев –  современный детский писатель.Он родился в Москве.С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище. По профессии он был актером ,но он всегда мечтал стать детским писателем.

Познавательные: развитие операций мышления

«В гостях у автора»

–  А сейчас ещё одна небольшая страничка – Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели большой успех у слушателей. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах.  Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость– С каким произведением этого автора мы уже знакомы? – О чём он был?

 

 

 

 

– Рассказ «Угодили»– О взаимоотношениях в семье, об отношении к бабушке

2. Подготовка к восприятию

– В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить  ----Выясняют значения слов:  «крендельки» «Африка», «тропические лианы» «буфет»

Ответы детей , что они знают

Познавательные:воспроизведение  по памяти информации,

3. Словарная работа

– Если по ходу чтения вам встретятся слова, значения которых вы хотите узнать или уточнить, куда будем обращаться?

Читай слова слитно  

     Читай целыми словами   

–  Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, интернете,энциклопедии.

4. Подготовительные упражнения

 

Антиципация

– По названию произведения, словам  предположите, о чем пойдет речь.

Учащиеся строят свои гипотезы

Познавательные: умение прогнозировать содержание читаемого.

5. Первичное восприятие

Самостоятельное чтение

 

 

Проверка первичного восприятия.

– Подтвердились ли ваши предположения?

-Теперь вам понятно почему такое название?-Назовите героев этого произведения

-Как звали младшую дочь?

-Назовите имя старшей дочери.– Понравились вам сёстры?

-В какое время суток

вы предполагаете? Почему?

- Оцените свою работу над произведеним

(3 цветок)

Коммуникативные:определение эмоционального характера  текста;  умение осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

6. Вторичное чтение и анализ.

– Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения. ----Читает учитель Произведение, какого жанра мы прочитали?

–  Обоснуйте каждый признак произведения

-Найдите и прочитайте, что ответила Наташа на просьбу матери.

Это рассказ.

Признаки рассказа

1. Повествование о реальных событиях.2. Небольшой объём.3. Немного действующих лиц.

Познавательные: умение различать жанры произведений

Умение находить необходимую информацию в учебнике.

Физкультминутка 

 

Личностные

7. Анализ произведения

– Продолжим работу над реализацией поставленных целей. – Проанализируем главных героев. – О чём попросила мама дочек? –  Почему девочки не хотели помогать маме?/ По щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина/   –  Какой выбор сделала каждая  из сестер? (По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме) – Какими  по характеру были  сестры?   – Почему Оля съела два пирожных?  – Какой урок хотела дать мама  дочке

-Какая главная мысль рассказа?

 

– Наташа –  себялюбивая, ленивая, нечуткая– Ольга – трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная– Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь

– Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз

Коммуникативные:соблюдение  правил общения,  умение строить монологическое высказываниеЛичностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей Познавательные:установление причинно-следственных связей.Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения

8. Работа в парах. Игра «Радиотеатр» (ТПО   с. 76)

–  Отметь, где, чьи слова – То, что не нужно читать вслух (пояснения автора), возьми в скобки- Оцените свою работу в парах.

Учащиеся работают в парах, готовятся читать отрывок по ролям.

(4 цветок)

Коммуникативные:развитие умений работать в парах, распределять роли

Физкультминутка  

 

Личностные :

9. Работа в группах. Составление рассказа

-Оцените свою работу в группах.

1и3 группы составляют рассказ об Оле, 2и4 группы составляют рассказ о Наташе.

(разноуровневые задания- 1и2 гр по опорным словам, 3 и 4гр по ответам на вопросы)

1гр.Данил,Лиза,Аделия, Сабина

2грИлья, Вилена, Саша, Костя,Вика.

3гр.Максим,Алеша,Таня,Раксана,Андрей

4грАртем,Влада,Вова,Аилина,Женя

(5 цветок)

Познавательные:сочинение  небольшого текста  на заданную тему. Коммуникативные:согласование  усилий  по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности,учитывать другие мнения Регулятивные:принимать и сохранять учебную цель и задачу.

10. Домашнее задание

 Домашнее задание гр.А :– Рассказать,как вы помогаете маме.гр.Б :– Подобрать 5 пословиц о маме

Всем выразительное чтение  рассказа

 

IV. Рефлексивно-оценочная часть

Обобщение ответов

– Чему учит нас этот рассказ?   -Как вы думаете, вы больше похожи на Олю или на Наташу?– О чём сегодня задумались после чтения этого произведения?

  • Сегодня я узнал…

  • Я понял, что…

  • Мне захотелось…

  • Урок дал мне для жизни……

Дайте оценку своей работе на уроке, взяв круг :

Красного цвета – я доволен/довольна  работой на уроке

 

Желтого– я  хорошо работал (а), но могу лучше

 

Синего– мне не понравилась моя  работа

На доске сделаем большой цветок для всех гостей, которые пришли на урок.

Покажите всем свои букеты. Оценки за урок.

– Автор показывает жизненную ситуацию. Читая, мы осуждаем одних, поддерживаем  и волнуемся за других.  

Личностные:формирование нравственных ценностей учащихсяПознавательные:проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные:аргументирование своей позиции, умение строить монологическое высказываниеЛичностные:формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

kopilkaurokov.ru

Взаимоотношения людей в произведении. Ю. Ермолаева «Два пирожных».

ГОНЧАР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,

учитель начальных классов

ГБОУ Стахановской СОШ №32

Литературное чтение

2 класс

ТЕМА. Взаимоотношения людей в произведении. Ю. Ермолаева «Два пирожных».

Цель. 1. Коррекционно-образовательные:

- познакомить с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»

- развивать навык осознанного чтения

- формировать умение выделять главную мысль текста

- обогащение словаря учащихся словами: «пирожное», «Африка», «лианы», «буфет»

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать сосредоточенное внимание при чтении вслух с проговариванием

- развивать слуховое восприятие

- развивать воссоздающее воображение в процессе беседы по тексту

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать такие моральные качества, как доброта, отзывчивость

- воспитание интереса к чтению

I. Мотивационно-ориентировочная часть

1.Эмоциональный настрой

Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.

-Какое у вас настроение ?

-Я очень рада, что сегодняшний наш урок начинается с хорошего настроения.– Хотите, чтоб урок был интересным и познавательным?– Тогда начнём. 

2. Зарядка для диктора

– Как всегда, начинаем с зарядки для диктора.

Женя с Жанной подружилась.Дружба с Жанной не сложилась.Чтобы жить с друзьями дружно,Обижать друзей не нужно.  

– Значит, скороговорку скажем не только быстро, но и выразительно

Работа парами.

– Скажем свою любимую скороговорку своему соседу.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

3.Упражнения для развития речевого дыхания:-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

II. Операционно -исполнительна я часть

  1. Знакомство с автором

ЕРМОЛАЕВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ (1921 - 1996)

родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.

Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях.

В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость. Герои ермолаевских произведений наполнены таким жизнелюбием, смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.

Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно – негаданно» и другие. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе». Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного.

1. Подготовка к восприятию

– В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить 

  1. Словарная работа

ЗагадкаМожет быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает с сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.(Пирожное)- И всё же, что такое пирожное?- Давайте проверим наши догадки, воспользуемся словарем Ожегова и найдем значение слова «пирожное».Дети работают в группах по 4 человека и находят заданное слово в словаре.- Пирожное — кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с кремовой начинкой.- А что же значит «кондитерское»? Кто же делает эти красивые пирожные?- Конечно, это кондитеры. То есть повара, которые создают десерты: торты, пирожные и другие сладости.

- Буфет – это шкаф для хранения посуды 

Тропические лианы –  вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.

4.Целеполагание. - Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева «Два пирожных», будем развивать свой навык чтения и учиться выделять главную мысль текста

– А какие бы виды работы вам были интересны?(  Игра «Радиотеатр». Составление синквейна. Работа с пословицами. Работа в группах)- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?

7. Анализ произведения

-Проанализируем главных героев.  О чём попросила мама дочек? –  Почему девочки не хотели помогать маме?(читала книгу, лепила из пластилина)–  Какой выбор сделала каждая  из сестер? (чтение книги, помощь маме)– Какими  по характеру были  сестры?    – Почему Наташа съела два пирожных?   – Какой урок хотела дать мама  дочке?

- Как вы думаете, справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? (предположения детей)- Наташа могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами и просьбами. - Как вы думаете, какое качество есть у Оли, но нет у Наташи? (доброта, отзывчивость)- Все верно. Каждый из нас должен обладать таким человеческим качеством, как отзывчивость. Ведь быть отзывчивым – это значит быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. всегда быть готовым помочь другому человеку. А самое главное - делать это всегда от души и бескорыстно, то есть не прося ничего взамен за свою помощь

8. Работа в парах. Игра «Радиотеатр»

9. Работа в группах. Составление синквейна.

1 группа составляет синквейн об Оле, 2 группа составляет синквейн  о Наташе

10. Домашнее задание

– Выразительное чтение  рассказа– Подобрать  пословицы к этому произведению

III. Итог урока.- Какой рассказ мы читали на уроке? (Два пирожных)- Кто написал этот рассказ? (Юрий Иванович Ермолаев)- Чему мы учились на уроке? (выделять главную мысль текста)- Какая главная мысль этого рассказа? (Каждый человек должен быть отзывчивым и добрым, нужно помогать друг другу) – О чём сегодня задумались после чтения этого произведения?

  1. Оценивание.Приклеивание стикера определенного цвета на доску:Зелёный – я усвоил материал урока, у меня всё получилосьСиний – я затруднялся отвечать на некоторые вопросыКрасный – на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа. 

  2. Анализ самооценки.

  3. Похвала активных учащихся.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также