Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». Два пирожных ермолаев читать


Ю.Ермолаев `Два пирожных` | Школьные файлы SchoolFiles.net

Литературное чтениеТема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных» (с. 85–86)Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умений определять главную мысль произведения, составлять план текста

Тип урокаРешение частных задач

Планируемые образовательные результатыПредметные: научатся: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.Метапредметные: познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

методы и формы обученияФормы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсыhttp://festival.1september.ru/articles/522640/

ОборудованиеИнтерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет Ю. И. Ермолаева

Ход урокаЭтапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражненияДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормыорганизации взаимодействияна урокеФормируемые умения (универсальные учебные действия)Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материалаПриветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.Ну что, начнем урок, друзья?Готовы вы – надеюсь я.Вы – хороший дружный класс, Всё получится у нас!Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к урокуФронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важностьУстные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний1. Проверка домашнего задания.2. Речевая разминкаН. Булгаков «Анна, не грусти!»

Наши руки были в мыле,Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами,Помогали нашей маме.– Прочитайте скороговорку радостно, грустноПредлагают своё продолжение рассказа.

Выполняют заданиеФронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбыУстные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка темы, цели урока

– Составьте из слов предложения-пословицы. 1-й вариант – о дружбе; 2-й вариант – о матери:Когда, свет, не мил, и, нет, друга.Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.Забывай, помни, зло, а, дружбу.Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.– Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу «Два пирожных»Выполняют задание на карточках.

Отвечают на вопросГрупповая, фронтальная

Выполненные задания, устные ответы

IV. Работа по теме урока1. Рассказ о творчествеЮ. И. Ермолаева.2. Словарная работаЧитает рассказ.

Африка – материк (континент), то есть огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой.Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.Река Конго – название реки.Попугай – птица тропических стран с ярким оперением. Пальмы – деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными перистыми и веерообразными листьями. Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, цепкое растение, растущее в жарких странах.Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёркуВнимательно слушают.

Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарьФронтальная

Работа со словарной статьей

V. Закрепление знаний и способов действий1. Чтение рассказа детьми и анализ произведения.

2. Подготовка к выразительному чтению по ролям.

3. Работа с иллюстрацией в учеб-нике.

4. Игра «Пе-ревёртыш»– Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?– Почему Оля съела два пирожных?– О чём попросила мама дочек?– Чем занималась старшая сестра Наташа?– Что делала Оля?– Хотелось ли им мыть посуду?– Кто из сестёр пошёл помогать маме?– Что заметила Наташа у Оли?– Чем были вымазаны губы?– Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?– Можно ли сказать, что они поступили справедливо?– Определите главную мысль рассказа.– Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?– Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе.– Назовите действующих лиц.– А кто должен прочитать остальные слова? – Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи?Учитель распределяет роли.– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 86. Обратите внимание на выражения лиц героев.– Какое выражение лица у Наташи?– А у Оли?– К какому эпизоду относится рисунок? «УДУСОП ЬТЫМЫВ, ИКЧОД, ЕНМ АК-ЕТИГОМОП – :АЛАЗАКС И УТАНМОК В АЛШОВ АМАМ»– Как вы должны ответить маме?Читают с остановками и отвечают на вопросы.

Выразительно читают по ролям.

Отвечают на вопросы.

Читают предложения справа налевоФронтальная, индивидуальная, групповаяПознавательные: владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебными задачами; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.Коммуникативные: проявляют готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержанияУстные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.РефлексияОбобщение полученных на уроке сведений.Заключительная беседа.Выставление оценок– Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?– Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?– Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?– Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел «Я и мои друзья»?Отвечают на вопросыФронтальная, индивидуальнаяПознавательные: ориентируются в системе знаний.Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Устные ответы

Домашнее заданиеИнструктаж по выполнению домашнего заданияПодготовить краткий пересказЗадают уточняющие вопросыФронтальная, индивидуальнаяРегулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения Выполненные задания

Рассказ учителя о Ю. И. ЕрмолаевеЕрмолаев Юрий Иванович (1921–1998 г.) – русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно-негаданно» и др. Писал Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного.

15

schoolfiles.net

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных» - литература, уроки

Тема урока: Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»

Цели:

1. познакомить с творчеством Ю.И.Ермолаева;

2. учить составлять характеристику героев, учить составлять полные ответы на поставленные вопросы.

Задачи:

1. совершенствовать навык чтения по ролям, умение работать в группе;

2. формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли в устной речи;

3. способствовать расширению кругозора, памяти, мышления;

4. воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, ответственность.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой.

Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, урок общения. СЛАЙД 1. Всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Поиграем в игру «Привет, сосед!»

Привет, сосед!

Улыбнись в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

  1. Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро) СЛАЙД 2

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

  1. Актуализация знаний.

Сейчас вы будете работать в группах.

греет, сердце, солнышка, матери, лучше

жизнь, добрые, дана, на, дела

Сердце ________ греет лучше солнышка.

Жизнь дана на добрые __________.

греет, сердце, солнышка, матери, лучше

жизнь, добрые, дана, на, дела

Проверка выполнения. СЛАЙД 3.

  1. Постановка проблемы. Как вы думаете, почему я включила эти пословицы в сегодняшний урок? Прочитав произведение, мы и ответим на вопрос.

  2. Формулирование темы и целей урока.

Определим автора произведения. Для этого пройдите по часовой стрелке от розового до голубого пирожного и соберите выделенные буквы. Работа в ОПРОСНОМ ЛИСТЕ, задание 1 Проверка выполнения: СЛАЙД 4. (ЕРМОЛАЕВ)

Это первая часть темы. Определим название произведения. Для этого посмотрите на экран и сосчитайте пирожные. Сколько их?

Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных»)

Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте цели урока. СЛАЙД 6.

  1. Изучение нового материала

Прослушайте сообщение о творчестве писателя Ю.И.Ермолаева. (Ученица рассказывает часть биографии).

Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт. СЛАЙД 7.

Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется. СЛАЙДЫ 8,9.

Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и “106 пропавших часов”, и “Дом отважных трусишек”, и “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

А теперь предлагаю поработать в ОПРОСНОМ ЛИСТЕ, задание 2, 3.(Кем был Ю.И.Ермолаев? Какое учебное заведение окончил?) Проверка выполнения.

Отработка техники чтения.

Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами. СЛАЙД 10.

Пу-те-ше-стви-е - путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Рас-сме-я-лась –рассмеялась

По-хва-ста-лась –похвасталась

Пи-рож-но-е- пирожное

Словарная работа.

В новом тексте встретятся слова, значение которых вам может быть непонятным. СЛАЙДЫ 11, 12.

Антиципация.

По названию произведения, словам, которые вы прочитали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

  1. Первичное чтение текста.

Учитель читает текст, учебники закрыты.

Проверка первичного восприятия текста:

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

- Почему Оля съела два пирожных?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

  1. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше!

Поднимитесь на носочки, резко опуститесь, встряхнитесь. (3 раза)

  1. А теперь прочитайте текст самостоятельно (жужжащее чтение) и определите его жанр (выполните в ОПРОСНОМ ЛИСТЕ задание 4). Проверка выполнения.

  2. Анализ произведения.

- О чём попросила мама дочек?

- Чем занималась старшая сестра Наташа?

- Что делала Оля?

- Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?

- Как поступила мама?

- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

- А разве она не занималась интересным делом?

- Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.

- А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?

- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? В чём главная мысль текста? Поработайте в ОПРОСНЫХ ЛИСТАХ, задание 5. Проверка: СЛАЙД 13.

- Какая девочка вам больше нравится и почему?

- За какое качество вы выбираете Олю? (Отзывчивость, чуткость, внимательность).

  1. Поработаем в группах.

1-я группа. Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа на с.86.

2-я группа. Поиск толкования слова «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» в Толковом словаре.

3-я группа. Поиск отрывка текста к иллюстрации в учебнике.

Проверка работы групп.

  1. Итог урока.

А теперь вспомним пословицы. СЛАЙД 3. Какая из них подходит к рассказу?

– Что полезного взяли сегодня на уроке?

- Помогали ли вы друг другу?

- Оцените свою работу в ОПРОСНЫХ ЛИСТАХ. Опираясь на Листы, работу в группах, я оценю каждого из вас.

  1. Рефлексия.

Каким бы ты хотел стать? Прикрепи магнит к такому домику. СЛАЙД 14.

  1. Домашнее задание (на выбор): СЛАЙД 15.

  2. Спасибо за работу на уроке! СЛАЙД 16.

kopilkaurokov.ru

Урок по литературному чтению Ю. Ермолаев «Два пирожных» | Разработки уроков

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

 

Мотивационно- ориентировоч

ная часть

Эмоциональный настрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядка для диктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/Звучит отрывок из песни «Улыбка»/

Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие мои ребята. Я вижу, что у вас у всех хорошее настроение Я очень рада, что сегодняшний наш урок начинается с хорошего настроения.  Радостное настроение почему? Разумом не поняли, а заулыбались.

-А почему?

-Хотите, чтоб урок был интересным и познавательным?

-Тогда начнём.

-Как всегда,  начинаем  с зарядки для диктора.

Зачем её проводим?

-Какой сейчас изучаем раздел по чтению?

 -Значит, скороговорку скажем не только быстро, но и выразительно

-Скажем сою любимую скороговорку своему соседу.

-Кто хочет поделиться со всеми?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Наверное, потому что звучала  чудесная музыка. 

 

 

 

 

 

-Готовим речевой аппарат к работе.

 

«Читаем выразительно»

 

 

Учащиеся работают в паре

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

 

 

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

 

 

 

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные:

 умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

 

Целеполагание

 

-Перед нами сегодня новое произведение

-Какие задачи поставим на урок?

 

 

 

-А какие бы виды работы вам были интересны?

 

-Познакомиться с автором

-Познакомиться с произведением

-Определить жанр произведения

-Проанализировать   главных  героев

-Определить главную мысль

 

-Игра «Радиотеатр»

-Составление синквейна

-Работа с пословицами

-Работа в группах

 

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

 

Регулятивные:

 формулирование темы урока, принятие  и сохранение  учебной цели  и задачи.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

 

II Операционно- исполнительная часть

 

1.Знакомство с автором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В гостях у автора»

 

 

-Определяем автора . Найдите и прочитайте автора и название произведения

НАРЕРМОЛАЕВПАК

ЧСДВАПИРОЖНЫХЕД

-Что вы про него уже знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас ещё одна небольшая страничка  

-Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах.

Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость

-С каким произведением этого автора мы уже знакомы?

- О чём он был?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Ермолаев Юрий

Два пирожных

 

Юрий Ермолаев - современный детский писатель

Он родился в 1921 году в Москве,

Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером его не покидала мечта стать детским писателем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Рассказ «Угодили»

-О взаимоотношениях в семье, об отношении к бабушке

 

Познавательные:

развитие операций мышления .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

 

 

2. Подготовка к восприятию

1.Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подготовитель

ные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Антиципация

 

 

1.  В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить 

-Кто сегодня «дежурный по словарю»?

Вам задание, узнать значения таких слов, как  «крендельки»

«Африка», «тропические лианы»

-Если по ходу чтения вам встретятся слова, значения которых вы хотите узнать или уточнить, куда будем обращаться?

 

-Какие книги вы будете искать?

 

Читай слова слитно      

 

 

 

 

Читай целыми словами  

 

 

-Проверяем  словарную работу

 

 

 

 

 

-По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь.

 

«Дежурные по словарю»- пара- работают с Большим толковым словарём Ожегова и находят значения нужных слов

 

- Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, интернете.

- Энциклопедия .

 

Пу-те-шест-вия-  путешествия

Крен-дель-ки-  крендельки

Ин-те-рес-на-я-  интересная

Тро-пи-чес-ки-е-  тропические

 

Рвёшь- рвёшься- оторвёшься

Говор- говорила- проговорила

Смех- смеялась- рассмеялась

Учащиеся, которые работали со словарём, представляют информацию

 

Учащиеся строят свои гипотезы

 

Познавательные:

воспроизведение  по памяти информации, осуществление расширенного поиска информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

умение прогнозировать содержание читаемого.

 

4.Первичное восприятие

5. Проверка первичного восприятия.

 

 

 

 

 

 

6. Вторичное чтение и анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведение читает учитель, учебники закрыты.

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

 

 

-Понравились вам сёстры?

- Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения, при чтении повнимательнее присмотритесь к  главным героям.

- Произведение, какого жанра мы прочитали?        

- Обоснуйте каждый признак произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/УДИВЛЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это рассказ

 

Признаки рассказа

1.Повествование о реальных событиях.

2.Небольшой объём.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

определение эмоциональ­ного характера  текста;  умение осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

 

 

 

 

 

Познавательные:

умение различать жанры произведе­ний

 

Физкультминутка  для глаз

 

 

 

Личностные :

 

 

7.Анализ произведения

-Продолжим работу над реализацией поставленных вами целей.

 Проанализируем главных героев.

 (По щелчку появляются фотографии сестер и названия столбиков таблицы)

-_О чём попросила мама дочек?

 - Почему девочки не хотели помогать маме?/ По щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина/

- Какой выбор сделала каждая  из сестер?/ По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме/

-Какими  по характеру были  сестры?

- Почему Наташа съела два пирожных?

-Какой урок хотела дать мама  дочке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Наташа- себялюбивая, ленивая, нечуткая

-Ольга-трудолюбивая, отзывчивая,добрая, внимательная, ответственная

- Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь

Мама хотела таким поступком воспитать у дочери чувство ответственности и взаимопомощи.

- Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно было помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением книги, старшей дочери необходимо было помочь маме и отложить свое желание, как это сделала Оля. Втроем они еще быстрее вымыли посуду и занялись бы другими делами.

 

 

--Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз. Иначе мама бы так жестко не поступила со старшей дочкой

 

- Я считаю, что Наташе можно было бы такой урок дать помягче. Ее по-человечески очень жаль. Ведь она не праздно лежала на диване, а читала книгу. Мама могла оставить пирожное.

Коммуникативные:

соблюдение  правил общения,  умение строить монологическое

 высказывание, формулировать собственное мнение и позицию.

 

Личностные :

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

 

 Познавательные:

установление причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

допускать возможность

существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

 

8. Работа в парах.

Игра «Радиотеатр»

/ТПО   С. 76/

 

- Отметь, где, чьи слова

-То, что не нужно читать вслух (пояснения автора) ,возьми в скобки

-Подчеркни слова, которые  помогают, каким, голосом нужно читать слова персонажей.

 

Учащиеся работают в парах, готовятся читать отрывок по ролям.

Коммуникативные:

развитие умений работать в статичных парах, распределять роли

 

Физкультминутка  

 

 

 

Личностные :

 

 

9. Работа в группах. Составление синквейна.

 

 

2 группы составляют синквейн об Оле,

2 группы составляют синквейн  о Наташе

 

Познавательные:

сочинение  небольшого текста  на заданную тему.

Коммуникативные:

согласование  усилий  по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности,

учитывать другие мнения

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

 

10 Домашнее задание

 

 

Домашнее задание на выбор:

-Составить  синквейн к слову Семья

-Выразительное чтение  рассказа

-Подобрать  пословицы к этому произведению

 

 

Личностные

Познавательные:

 

 

III Рефлексивно- оценочная часть

Обобщение ответов

 

-Чему учит нас этот рассказ?    В рассказе есть  прямые советы, как поступать?

-Художественное

произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих

отношениях. 

И неспроста  на доске сегодня появилось высказывание замечательного человека Макаренко  А.С. «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам»

-О чём сегодня задумались после чтения этого произведения?

Сегодня я узнал…

  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…

-Автор показывает жизненную ситуацию. Читая, мы осуждаем одних, поддерживаем  и волнуемся за других.  

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся

Познавательные:

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

аргументирование своей позиции, умение строить монологическое

 высказывание

 

 

 

Личностные:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

 

 

 

 

В Природе  есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце.

- Кому подарим эту звездочку, полную любви, нежности, ласки?

-Спасибо всем за работу.

 

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты

www.pedt.ru

Урок литературного чтения. Ю.Ермолаев «Два пирожных»

hello_html_4fb5a6c6.gifhello_html_m5ddf82e4.gifhello_html_m3518fa5e.gifhello_html_cfd2bfc.gifhello_html_5bb1eb79.gifhello_html_5bb1eb79.gifhello_html_5bb1eb79.gifhello_html_5bb1eb79.gifhello_html_e51fb83.gifhello_html_56e5397b.gifhello_html_72dd756.gifhello_html_25095e7d.gifhello_html_2d7bbd7.gifhello_html_2d7bbd7.gifhello_html_m7c1b5fbd.gifhello_html_2d7bbd7.gifhello_html_58781b9b.gifhello_html_28c89596.gifhello_html_14c9d813.gifhello_html_m17df50c2.gifhello_html_28c89596.gifhello_html_28c89596.gifhello_html_m17df50c2.gifhello_html_28c89596.gifhello_html_28c89596.gifhello_html_2d7bbd7.gifhello_html_2d7bbd7.gifhello_html_2d7bbd7.gifhello_html_4f0cec51.gifhello_html_6042b870.gifhello_html_6042b870.gifhello_html_6042b870.gif

Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Цели урока:

познакомить детей с творчеством Ю.Ермолаева,

помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;

способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;

вести дифференцированную и индивидуальную работу путём проверки домашнего задания, использования разных приёмов работы над текстом,

на примере произведений воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;

развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; учить детей работать в группе.

Цели урока по содержанию:

Образовательная : изучить содержание рассказа Ю. Ермолаева « два пирожных» , осмыслить его идею, дать характеристику героев.

Развивающая: способствовать развитию умения школьников определять главную мысль в содержании текста , комментировать прочитанный текст, сравнивать художественные образы; навыка выразительного чтения, внимания к слову.

Воспитательная: способствовать воспитанию положительных качеств личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательное отношение к окружающим.

Познавательные УУД формируются через работу с текстом художественного произведения, умение распределять информацию по заданным параметрам, смысловое мотивированное чтение, чтение по ролям.

Личностные УУД формируются через привлечение субъективного опыта учащихся, выражения своего отношения к поступкам героев.

Регулятивные УУД формируются через моделирование, соотнесение понятия с определением, умение планировать свою деятельность с учётом рекомендаций учителя, активное участие в познавательной деятельности

Коммуникативные УУД формируются через сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли.

Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода, коммуникативный, самостоятельная работа.

Формы организации : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Тип урока: изучение нового материала

Оформление доски

При - тепло, при - добро!

( рисунки мам).

- цветы для мам.

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, урок общения.

СЛАЙД 1. Всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Поиграем в игру «Привет, сосед!»

Привет, сосед!

Улыбнись в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

-Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья)

- И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.

Вы ребята должны показать, что значит работать ответственно.

- Чтобы хорошо работать, что нам понадобится на уроке? (Память, воображение, ум, мышление.)

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Сегодня мы узнаем фамилию писателя, прочитаем его рассказ осмыслим содержание рассказа, узнаем новое хорошее качество человека.

II.Актуализация знаний.

а)Составление из слов предложение.

Солнышко, добро, тепло, при, матушке, при. (карточки)

- Молодцы! Правильно составили пословицу. (При солнышке – тепло, при матушке – добро!)

-Как вы думаете, какое отношение имеет эта пословица к нашей теме урока?

Закройте глазки и представьте.

«Вечер. Вы дома. Занимаетесь своим любимым делом…..

А теперь откройте глазки и закончите фразу :

«Вечером я люблю…»

Д. Вечером я люблю рисовать, читать, играть на компьютере и т.д.

У. А теперь представьте : вы увлечены любимым делом и вдруг заходит мама и просит ей помочь .

Как вы поступите. Что ответите маме?

Д. (ответы детей)

У. Подобная ситуация описана в рассказе Ю Ермолаева , автора многих произведений о детях.

Я предлагаю вам сегодня познакомиться с одним из рассказов Ю.Ермолаева и попытаться ответить на вопрос « На кого обиделась Наташа?»

III.Сообщение темы и цели урока слайд 1

1.Учащиеся читают название рассказа: Ю.Ермолаев «Два пирожных»

- Прочитав рассказ ответим на проблему.

Для этого работаем ответственно, думаем, фантазируем, мыслим.

(Биография Ю.Ермолаева)- слайд 2

Ермолаев Ю.И. (1921 – 1996 г.) детский писатель, драматург, актёр. Прославился, как детский писатель. Дети полюбили писателя за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо- докторе».

Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наполнены смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.

(детские книги писателя. слайд 3-4)

-Скажите, а с каким произведением Ю. Ермолаева мы уже знакомились на уроке чтения? («Угодили».)

-Кто помнит про. что рассказ? (про бабушку и внуков…)

2.Физкультминутка

«Тишина». Послушаем тишину.( Закрыв глаза, учащиеся тихо сидят и слушают тишину.)

- Что вы услышали?(Учащиеся называют , что они услышали.)

IV.Изучение нового материала.

а) подготовительная работа.

- техника чтения.

Прежде, чем приступить к изучению рассказа, поработаем над чтением слов.

пу- те- ше- стви- е путешествие

пу- те- ше- ству –ю путешествую

крен- дель- ки крендельки

рас- сме- я- лась рассмеялась

по- хва- ста- лась похвасталась

2. Повторение содержания памятки «Как нужно читать текст»

( читает вслух 1 ребёнок):

Правильно ставь ударение.

Соблюдай паузы.

Выбери силу голоса (громко, тихо).

Определи темп (быстро, медленно).

Читай эмоционально.

Покажи интонацией своё отношение к произведению.

Словарная работа. слайды 5-7

В новом тексте встретятся слова, значение которых вам может быть непонятным. hello_html_4c28f82f.pnghello_html_m32963a3f.pnghello_html_m562eb4f8.png hello_html_m14daa81e.png

крендельки тропические лианы Африка река Конго

Прежде, чем приступить к изучению рассказа, поработаем над чтением слов.

  1. Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

  2. Читай целыми словами.

- Африка,

- река Конго;

- попугай;

- тропические лианы.

- Чтобы объяснить смысл этих слов где мы можем найти информацию?

(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, интернете, в энциклопедии .)

- Энциклопедия – научно – справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.

IV. Знакомство с текстом.

1. Чтение рассказа «Два пирожных» вслух (хорошо читающие дети) с.21-23

2. Беседа по содержанию рассказа (вопросы учителя).

- Чем была занята Оля? А Наташа?

-Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?

- Хотелось ли им мыть посуду?

- Кто из сестёр пошёл помогать маме?

- Как поступила мама?

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

- А разве она не занималась интересным делом?

- Она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами

- А вам бывает так интересно путешествовать вместе с героями мультфильмов, с литературными персонажами? Расскажите.

- Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?

- Какая из девочек вам больше нравится и почему?

- За какое качество характера вы выбираете Олю?

- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

3. Рассказ о маме

- Мама в жизни каждого человека много значит. Мама помогает, мама приголубит, мама поможет. Мама всегда в радости и в горе со своими детьми. Мама никогда не бросит в беде своих детей. Маме всегда должны помогать дома, жалеть и беречь её здоровье, уважать её труд.

Работа в парах

Прочитай пословицы. Подчеркни красным карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.

В добрых руках работа спорится.

Какие труды, такие и плоды.

Делая зло, на добро не надейся.

У болтуна нет спешных дел.

4. Игра «Радиотеатр».

а) распределение ролей и выразительное чтение по ролям. (Чтение последней части по ролям.)

б) ответ на проблемный вопрос. ( Какое отношение имеет пословица к рассказу?)

V. Итог урока. Рефлексия.

а) Подведение итогов работы

- Как вы думаете, а для чего мы изучили эту новую тему? Где в жизни она пригодится?

-Давайте покажем как мы любим своих мам.

б) Работа в группах

Пока дети составляют цветок, в это время звучит музыка («Первое слово»)

б) Оценивание: «Букет цветов».

- Составим букет для мам. (Учащиеся составляют из лепестков цветы.)

- белый лепесток -

- красный лепесток

- жёлтый лепесток

infourok.ru

Ю. Ермолаев два пирожных 2

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Технологическая карта урока Литературное чтение Выполнила студентка 43 группы Горбунова Юлия Проверил: Сыскова О.А Отметка: Дата: Челябинск, 2016 Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных» Цели урока: познакомить с рассказом и творчеством Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения; Планируемые результаты Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; читать в слух с постепенным переходом на чтение про себя; Личностные: уметь работать самостоятельно, воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; работать в парах и группах. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: учебная презентация, учебник, карточки

Этап урока Метод и приемы Хроно-метражСодержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД Мотивационный Словес.: ответы на вопросы Практич.: работа в группе Проверка по эталону 5 мин Речевая разминка. -Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро)  Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. -Сейчас вы будете работать в группах. 1 группа. Собрать пословицы: греет, сердце,   солнышка,  матери,     лучше   жизнь, добрые, дана, на, дела2 группа. Вставить слова в пословицы: Сердце  ________   греет  лучше  солнышка. Жизнь дана на добрые __________. -Давайте проверим, посмотрите на слайд и прочитайте пословицы, которые у вас получились. -Как вы думаете, почему я включила эти пословицы в сегодняшний урок? Прочитав произведение, мы и ответим на вопрос. - Определим автора произведения. Для этого пройдите по часовой стрелке от розового до голубого пирожного и соберите выделенные буквы. Это первая часть темы. Определим название произведения. Для этого посмотрите на экран и сосчитайте пирожные. Сколько их? -Кто скажет, какая тема урока? (Ю.Ермолаев «Два пирожных») - Опираясь на тему, сформулируйте цели урока. К: участвуют в учебном диалоге; Р: планируют свое действие в соответ. с задачей Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: слушание и чтение Т10 мин -Пора познакомиться с автором рассказа. Рассказ о писателе. Юрий Иванович Ермолаев (1921 -1996) – русский писатель. Окончил Театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943г. Но прославился он не как драматургический актер, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 г. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и “106 пропавших часов”, и “Дом отважных трусишек”, и “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он назвал “ Грустными шутками”, забавность которых таит в себе много важного и поучительного. -Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).  Словарная работа. - Крендельки -  витая сдобная булочка, напоминающая восьмерку по форме.- Африка – материк (посмотреть на карте).- Животные и растения, река Конго (попугаи, пальмы, лианы). Первичное чтение текста. Учитель читает текст, учебники закрыты. Проверка первичного восприятия текста: Осмыслять учебный материал Слушать рассказ учителя Объяснять лексическое значение слов К: участвуют в учебном диалоге; Р: планируют свое действие в соответ. с задачей П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации Решение частных задач Практич.: слушание и чтение ТСловес.: ответы на вопросы Практич.: работа в группах 25 мин - Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении? - Почему Оля съела два пирожных? - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? А теперь прочитайте текст самостоятельно (жужжащее чтение) и определите его жанр  - О чём попросила мама дочек? - Чем занималась старшая сестра Наташа? - Что делала Оля? - Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду? - Как поступила мама? - Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? - А разве она не занималась интересным делом? - Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами. - А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы? - Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? В чём главная мысль текста?  - Какая девочка вам больше нравится и почему? - За какое качество вы выбираете Олю? (Отзывчивость, чуткость, внимательность). -Сейчас разделитесь на группы 1-я группа. Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа на с.86. 2-я группа. Поиск толкования слова «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» в Толковом словаре. Проверка работы групп. Читать жужжащим чтением Работать в группах Выполнять проверку П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают текст П: строят речевое высказывание П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ 5 мин А теперь вспомним пословицы.  Какая из них подходит к рассказу? – Что полезного взяли сегодня на уроке? - Помогали ли вы друг другу? - Оцените свою работу  Выберите и продолжите любое предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал… -На этом уроке я похвалил бы себя за… -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел… -Какой рассказ вы прочитали? -Чему он учит? В чем главная мысль? Домашнее задание: составить рассказ о том, как вы общаетесь с мамой. Обобщать изученное. Р: осуществляют итоговый контроль

Приложенные файлы

educontest.net


Смотрите также