Фарфоровые статуэтки из бисквита.Завод Гарднера. Россия, XVIII век. Бисквит статуэтки


характеристика, особенности, применение. Виды фарфора

Фарфор - это тот самый тип керамики, который одновременно отличается как белоснежностью и изяществом, так и прочностью. Материал этот имеет несколько разновидностей со своими особенностями - твердый, мягкий, костяной и бисквитный. О последнем мы и поговорим подробнее.

Бисквитный фарфор в узком и широком смысле

Этот вид фарфора, как никакой другой, может передать шелковистость, бархатность и теплоту человеческой кожи. Его структура не имеет ничего общего с десертом - образовано слово "бисквитный" от "бис", что означает "два", "двойной". Это связано с особенностями его обжига.фарфор бисквитный

В узком смысле бисквит - это не покрытый глазурью, обожженный один (что более характерно для современных технологий) или два раза материал. Как отличить бисквитный фарфор? Его выделяет белоснежная, шероховатая, матовая поверхность, которую даже можно спутать с высококачественными сортами мрамора. Про технику росписи бисквитного фарфора сказать нечего - благородный материал прекрасен и без нанесения краски или глазури.

В более широком смысле бисквитом можно назвать любое керамическое изделие, которое прошло только через первичный (иначе - бисквитный) обжиг, характерная температура которого - 800-1000°C. В его результате получается прочный, тяжелый, но пористый материал. Далее может производиться повторный и даже неоднократный обжиг, а также обработка шликером или глазурью. Но, как мы уже упоминали, статуэтки из бисквитного фарфора чаще всего остаются неглазурованными.

История бисквита

Родиной этого благородного фарфора нужно назвать Францию. Известность материалу принесли работы художника Буше, которые также позволили сформировать особенный стиль французской пластики. Во второй половине XVIII века стала привлекать к себе внимание и керамика мастерских из города Севра, работающих как с глазурованным, так и бисквитным фарфором. Отличал эти славные работы цветочный мотив - венки, букеты, гирлянды, корзинки. Произведения можно было заслуженно считать замечательными образчиками искусства.

бисквитный фарфор статуэтки

В эпоху классицизма изделия из бисквитного фарфора стали неотъемлемой частью интерьера знатных домов - мебельный декор, посудные сервизы, скульптуры и скульптурные композиции.

Применение бисквита

Из-за пористой структуры бисквит не применяют в изготовлении посуды - материал впитывает в себя воду. Однако он очень хорош в следующем:

  • Тонированный фарфор этого вида применяется для изготовления лиц и тел бисквитных кукол, а также декоративных масок.
  • Это популярный материал для ваяния скульптур, статуэток, украшений, элементов декора - всего того, что не нуждается в защите бисквитной поверхности.

как отличить бисквитный фарфор

Иные виды фарфора

Кратко познакомимся и с другими видами фарфора:

  • Костяной. Формула этой разновидности мягкого фарфора была открыта в Англии Д. Споудом в XVIII веке. Его необычная особенность - на 60 % материал состоит из золы сожженных костей коров, более всего тут ценятся тазобедренные. Они не дают желтоватого оттенка, как лошадиные, и делают плавку более легкой. Его основное преимущество - необыкновенная тонкость, доходящая до прозрачности.
  • Мягкий. Иные названия - искусственный, художественный, фриттовый. Стал известен еще в XVI веке - это так называемый фарфор Медичи. Стандартная формула была позже изобретена во Франции - в 1673 году. В его составе преобладает фритта - кварц, стекловидные вещества, полевой шпат. Просвечиваемость и приятный сливочный цвет придает алебастр, кремень, морская соль, селитра. Мягкий фарфор дольше сохраняет тепло, но вместе с тем его выделяет пористость, небольшая прочность, даже хрупкость.
  • Твердый. Известен также как "настоящий". Его открытием мы обязаны немецкой мануфактуре Meissen. Отличает такой фарфор большая прочность, плотность, сопротивляемость высоким температурам и химическому воздействию. Очень хорошо на твердом фарфоре смотрится глазурь - она здесь тонкая и блестящая. Так как это покрытие состоит из тех же субстанций, но в ином содержании, что и сам материал, то оно однородно и плотно прилегает к нему. Отчего глазурь от твердого фарфора ничуть не отслаивается. Более того, ее затруднительно даже будет отбить от этого материала. Бисквит, кстати, является разновидностью данной группы, только неглазурованной.

бисквитный фарфор техника росписи

Бисквит выглядит самым натуральным, самым теплым из всех видов фарфора. Оттого он так прекрасно подходит для скульптурных композиций, фарфоровых масок и кукол.

fb.ru

Бисквитный фарфор, его свойства и особенности

Фарфор — это разновидность тонкой керамики, которая приковывает к себе внимание белоснежным цветом, изяществом и прочностью, что делает материал идеальным сырьем для производства элитной посуды и предметов декора. Многие слышали такое название керамики, как бисквитный фарфор, который относят к твердому фарфору. Что же это такое?

Особенности

Название этой разновидности фарфора наталкивает на мысль о том, что материал имеет какое-то отношение к выпечке, однако это не так. Бисквитным фарфор называют из-за того, что он поддается воздействию двойного обжига (приставка «бис» указывает на нечто двойное). В случае с фарфором как первый, так и второй обжиг осуществляются до глазирования. Благодаря такому применению техники изготовления можно получить красивую матовую керамику.

бисквитный фарфор

Статуэтка из бисквитного фарфора

Фарфор, который принято называть бисквитным, был впервые изготовлен во Франции в восемнадцатом столетии. Материал, благодаря своей шелковистости и тонкости, считался идеальным сырьем для изготовления скульптур. Бисквит стал фактором, который позволит сформировать особый стиль французской фарфоровой пластики. К примеру, в одной из мануфактур города Севра мастера профессионально работали с бисквитным фарфором, используя его в изготовлении таких предметов декора, как букеты, корзины с цветами, венки, гирлянды и многое другое.

Пик популярности бисквитного фарфора приходится на эпоху классицизма. В то время из этого материала изготавливались декоративные элементы мебели, а также скульптуры.

Ныне такой фарфор применяется в качестве материала для изготовления декоративных масок и лиц фарфоровых кукол. Что касается производства посуды, то бисквитный фарфор для этой цели не подходит.

dedpodaril.com

Бисквит (фарфор) - это... Что такое Бисквит (фарфор)?

Бискви́т (Bisque, biscuit[1][2][3][4][5][6]) — вид неглазурованных белых керамических изделий[7][8], отдельным примером которых являются «бисквитные куклы»[9].

К бисквиту также относят фарфор, который был обожжён (в том числе дважды[10]), но не был глазурован. Бисквитная керамика пориста и легко впитывает воду; стекловидная керамика и костяной фарфор, впрочем, не пористы даже на стадии бисквита[11].

Температура обжига бисквита обычно около 1000 °C, более высокая температура обжига не распространена[12]. Обжиг, применяемый для бисквита, вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается более прочное и тяжёлое, хоть и пористое, изделие.

Примечания

  1. ↑ «The Fast Firing Of Biscuit Earthenware Hollow-Ware In a Single-Layer Tunnel Kiln.» Salt D.L. Holmes W.H RP737. Ceram Research.
  2. ↑ «New And Latest Biscuit Firing Technology». Porzellanfabriken Christian Seltmann GmbH. Ceram.Forum Int./Ber.DKG 87,No.1/2, p.E33-E34,E36. 2010
  3. ↑ «Investigation Into Bloating Behaviour Of Bone China Body During Biscuit Firing.» A. Kara. Euro Ceramics VIII Pt.2 Trans Tech Publications, Switzerland, pg.1717-1720, 2004
  4. ↑ «Interactions Between A Leadless Glaze And A Biscuit Fired Bone China Body During Glost Firing. Pt.3. Effect Of Glassy Matrix Phase.» A.Kara, R.Stevens. J.Eur.Ceram.Soc. 23, No.10, 2003, pg.1617-1628
  5. ↑ «Moisture Expansion Of Porous Biscuit Bodies — Reason Of Glaze Cracking.» B.Plesingerova, M.Klapac, M.Kovalcikova. Ceramics-Silikaty 46,No.4. pg.159-165. 2002.
  6. ↑ Modern Ceramic Practice. W.L.German. Maclaren & Sons. 1964
  7. ↑ «Kaiser Develops A Growing Niche.» Tableware International. 23,No.7, pg.55-56. 1993.
  8. ↑ How bisque porcelain figurine is made - material, manufacture, making, history, used, processing, parts, components, steps, product, industry, History, Raw Materials, Design
  9. ↑ Tourism in Germany – travel, breaks, holidays
  10. ↑ Бисквит, род фарфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. ↑ Dictionary Of Ceramics. Arthur Dodd & David Murfin. 3rd edition. The Institute Of Minerals. 1994.
  12. ↑ Whitewares: Production, Testing And Quality Control. W.Ryan & C.Radford. Pergamon Press / Insitute Of Ceramics, 1987.

dic.academic.ru

Фарфоровые статуэтки из бисквита.Завод Гарднера. Россия, XVIII век.

Впервые эти фигурки увидела в Иркутском художественном музее и влюбилась в них - они живые. Всякий раз, когда бываю в Иркутске, захожу и любуюсь. К сожалению, в данной подборке из собрания Иркутского музея есть только две фигурки, да и те не в высоком разрешении. Если вас судьба занесет в Иркутск, обязательно посетите этот музей. Здесь все, что смогла найти в Интернете, причем качество разное. Могу ошибаться, но пара фигурок, возможно, с другого завода или просто указаны авторы. Это "Сеятель" (Попов) и "Горькая доля" ( Дмитров). 

Далее привожу статью специалиста. Цитирую почти полностью.

Автор: Софья ШЕМЯКИНА, искусствовед, для «Восточно-Сибирской правды»

«Дедушка сидит в пёстром бухарском халате в вольтеровских креслах... По углам его кабинета стоят этажерки со стёклами, на полках масса фарфора: чашки, игрушки, куклы, собаки, разные зверьки. Помню фарфорового монаха в рясе и клобуке ...помню качающихся китайских мандаринчиков. Дедушка ставил их против нас, и они должны были нам кланяться... Можно себе представить, как нам весело было у дедушки», – пишет о фарфоровых фигурках в своих мемуарах современница А.С. Пушкина Е. Сабанеева.

Автор фото: Егора СОБОЛЕВА

Появление фарфоровой скульптуры в России относится к 50-м годам ХVIII века. Первые фигурки – негры, китайцы, герои античности, народные типы – изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. Но уже в конце 60-х годов ХVIII века частный завод, основанный английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, освоил создание «кукол», «статуек», как их любили тогда называть. Уже в то время фарфоровые фигурки стали предметом коллекционирования. Ими украшали интерьеры столовых, гостиных, кабинетов и будуаров. Часто из фарфоровых фигурок устраивали целый движущийся театр, заключённый в специальные зеркальные ящички внутри старинных французских шкафов. «Изящно вылепленные, нарядно раскрашенные и занимательные по сюжетам, они находили хороший сбыт».

В собрании Иркутского художественного музея коллекция фарфоровой пластики завода Гарднера насчитывает 66 фигур и относится в основном ко второй половине XIX века. Сложилась она в 20–30-е годы XX века из разных собраний. В экспозиции музея представлены фарфоровые персонажи из серий, которые выпускал завод: «Детские сюжеты», «Картинки народной жизни», «Народы России», «Литературные персонажи», «Персонажи в исторических костюмах», «Анималистика», «Предметы убранства интерьера», «Пасторальные фигуры», «Обнажённая натура».

На протяжении всего времени существования завод Гарднера был лучшим частным предприятием России. Производил фарфоровую и фаянсовую посуду и скульптуру. Принимал участие во всех промышленных выставках, неоднократно удостаиваясь золотых и серебряных медалей.

Основой для создания скульптурной модели служила графика: журнальная гравюра, печатные листы, которые были самым популярным и демократичным источником сюжетов для фарфоровой пластики. В скульптуре завода Гарднера русская тема по-настоящему зазвучала в 20-х годах XIX века. В это время начинают выходить многочисленные издания, посвящённые изображению простонародных типов. В 1817 году появляется знаменитый ежемесячный журнал «Волшебный фонарь, или Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников». Завод Гарднера сразу отреагировал на это событие, выпустив целую серию самобытных фарфоровых образов. «На миниатюрных фарфоровых подмостках» XIX века возникают представители всех сословий и профессий, «чистые господа» и простонародные обитатели городских улиц и ярмарок – кричащие и жестикулирующие продавцы сладостей, сбитня и пирожков, служанки и нищие, кучера и трубочисты, военные и ремесленники, городские франтихи и деревенские мужички. Была создана новая «страна», населённая людьми «низких» профессий: дворниками, сбитенщиками, лакеями, кучерами, поварами и многими другими.

С середины XIX века завод осваивает крестьянскую тему, расширяя её разнообразными сюжетами из крестьянского быта. Тема была социально востребована. Вслед за живописью и графикой завод Гарднера быстро откликнулся на воплощение её в фарфоре. Фигурки очень выразительны: они и грустные, и смешные, и забавные. Мастера завода демонстрируют искусство лепки и росписи, умело подают выразительные детали, позы, движение.

Внимание к художественной и литературной жизни отразилось в шаржированных фигурках русской интеллигенции, артистов, писателей и издателей. Выходит серия «Литературные персонажи». Ещё один пример влияния графики на скульптуру. Например, персонажи из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» создавались по иллюстрациям А. Агина к книге «Сто рисунков из сочинений Н.В. Гоголя» (1846).

Очень интересная серия выпускалась на заводе с 1870 года под названием «Народы России». Она создавалась по цветным литографиям знаменитой книги Т. де Паули «Этнографическое описание народов России», вышедшей в 1861 году.

С середины XIX века начинают выпускать бесчисленные фигурки детей. Детская тема завода Гарднера отличается многообразием скульптурного решения, живостью и занимательностью сюжетных линий. Для создания образов использовались, например, иллюстрации в журнале «Русский художественный листок», но и без них эта тема была близка мастерам Вербилок: дети, катающие яйца на Пасху, меряющиеся силой на зелёной лужайке, отдыхающие грибники, детишки, играющие на дудочках, и т.д. Всё это было близко к «простонародной правде жизни», к изображению которой призывали художники-передвижники.

С этого же времени пластика завода преимущественно выполняется из бисквита (неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора), раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывали тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру бисквита. Скульптуру специально не покрывали глазурью, чтобы придать «натуралистичность» образам. Фигурки утрачивали декоративный эффект глазурованного фарфора и смотрелись проще. Эту скульптуру называли «передвижнической», в самой тематике ярко проявилось стремление её создателей затронуть актуальные проблемы современности. По своим художественным принципам эта фарфоровая пластика близка к искусству русских художников-передвижников.

Лишь небольшое количество скульптуры было выполнено в 90-е годы XIX века, т.е. когда завод перешёл от разорившихся потомков Ф. Гарднера в 1892 году к М. Кузнецову, основателю огромной промышленной компании «Товарищество М.С. Кузнецова», завоевавшей к концу XIX столетия внутренний фарфоровый рынок России. Завод Гарднера перешёл к Кузнецовым со всем своим оборудованием, формами, образцами декоративных разделок посуды. И что важно – с основной массой работного люда и художников. И «последний отблеск былой славы завода освещает именно фарфоровую пластику, удивительно разнообразную по сюжетам и национальной характеристике облика».

Миниатюрный фарфоровый народец разыгрывает перед зрителем сцены из повседневной жизни – продаёт товары, занимается ремеслом, сеет и жнёт, танцует, плачет – и никого не оставляет равнодушным.

 

Еще информация по теме и некоторые изображения есть здесь: http://www.allantiq.com/index.php?route=information/information&information_id=6

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru